Методические материалы
1. Что такое ценная бумага?
Согласно пункту 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация (в том числе облигация федерального займа, облигация субъекта Российской Федерации), чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке[1] (далее – ценные бумаги).
2. Является ли фьючерс ценной бумагой?
Гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрен такой вид ценной бумаги как "фьючерс" и "фьючерсный контракт". Фьючерсный договор является производным финансовым инструментом[2] , а не ценной бумагой (Указание Банка России от 16 февраля 2015 г. № 3565-У "О видах производных финансовых инструментов").
Таким образом, настоящий документ не затрагивает вопросы владения государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданский служащий) фьючерсами и фьючерсными контрактами. При этом обращаем внимание, что при приобретении "фьючерса" и (или) "фьючерсного контракта" необходимо учитывать распространяемые на гражданского служащего антикоррупционные стандарты, в частности требование о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, запрет прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (как следствие, не допускать их нарушения).
3. Вправе ли гражданский служащий иметь в собственности ценные бумаги?
По общему правилу, гражданским служащим не запрещено приобретать ценные бумаги, за исключением случая, предусмотренного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее – Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).
В отношении лиц, указанных в статье 2 данного Федерального закона[3] , предусмотрен запрет прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, в число которых входят, в частности, ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги (далее также – иностранные финансовые инструменты).
Также отмечаем, что согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим запрещено приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В этой связи отмечаем, что в настоящее время такие случаи предусмотрены в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.
4. Когда начинает действовать запрет прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами? Что делать, если гражданин владеет иностранными финансовыми инструментами и претендует на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, при замещении которой запрещено пользоваться такими инструментами?
Данный запрет начинает действовать со дня замещения (занятия) должности, указанной в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ. При этом со дня замещения указанной должности предусмотрено три месяца, чтобы осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов (согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).
5. Какой порядок действий в случае невозможности осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов?
В случае невозможности выполнить соответствующие требования в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли лиц, в отношении которых установлен рассматриваемый запрет, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия указанных ареста, запрета распоряжения или прекращения иных обстоятельств (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 21 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ каждый случай невыполнения соответствующих требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании применимой комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
6. Является ли замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, включенной в перечень, принятие которого предусмотрено подпунктом "и" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона
от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, достаточным для установления факта наличия запрета на приобретение иностранных финансовых инструментов гражданским служащим, замещающим такую должность?
Да, замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, включенной в перечень, предусмотренный подпунктом "и" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, характеризует наличие запрета на приобретение иностранных финансовых инструментов гражданским служащим, замещающим такую должность. Как следствие, не требуется дополнительно устанавливать факт наличия полномочий на участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.
7. Что такое ISIN и как им пользоваться?
Международный идентификационный код ценной бумаги (англ. International Securities Identification Number, ISIN) – 12-разрядный буквенно-цифровой код, однозначно идентифицирующий ценную бумагу. Структура ISIN-кода определяется стандартом ISO 6166. Первые два символа (префикс) – буквы, определяющие код страны эмитента (определяется по стандарту ISO 3166). Российские ISIN-коды начинаются буквами RU. ISIN-код можно также проверить с использованием как открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), так и с использованием официального сайта ISIN в сети "Интернет": https://www.isin.org/.
8. Что является правонарушением в ситуации, при которой владение ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов?
Правонарушением является не сам факт владения ценными бумагами, а неисполнение обязанности уведомить в установленном порядке о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения и (или) непринятие предусмотренных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, связанного с владением такими ценными бумагами.
9. Являются ли еврооблигации, выпущенные Российской Федерацией (Минфином России) или российскими эмитентами, иностранными финансовыми инструментами?
Такие ценные бумаги не относятся к иностранным финансовым инструментам, поскольку их эмитентом не является нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица. В этой связи они не подпадают
под соответствующее определение, установленное Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.
Таким образом, гражданский служащий вправе приобретать такие ценные бумаги (несмотря на то обстоятельство, что ISIN-код не начинается на RU), а также инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов в случае наличия в общем имуществе, составляющем паевой инвестиционный фонд, таких активов.
10. Какие особенности приобретения ценных бумаг гражданскими служащими заслуживают внимания?
Гражданским служащим, которым запрещено приобретать иностранные финансовые инструменты[4] , необходимо обращать пристальное внимание на эмитента ценной бумаги. Так, например, субъективное восприятие организации
в качестве отечественной не всегда соответствует фактическим обстоятельствам, что может привести к нарушению обозначенного запрета.
Кроме того, на ПАО Московская биржа и ПАО "СПБ Биржа" введены в обращение ценные бумаги иностранных эмитентов, включая акции, депозитарные расписки и еврооблигации. В этой связи осуществление сделок на данных площадках не исключает риски нарушения рассматриваемого запрета.
Стоит обратить внимание также на приобретение гражданским служащим депозитарных расписок.
11. Что такое "депозитарная расписка"?
Депозитарная расписка является ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости, удостоверяющей право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг и закрепляющей право ее владельца требовать
от эмитента депозитарных расписок получения взамен депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.
Таким образом, приобретение иностранной депозитарной расписки[5] , удостоверяющей право собственности на определенное количество ценных бумаг российского эмитента, а также приобретение российской депозитарной расписки[6], удостоверяющей право собственности на определенное количество ценных бумаг иностранных эмитентов, приводит к нарушению запрета, предусмотренного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.
12. Что такое "конфликт интересов"?
Определения понятия "конфликт интересов" и связанного с ним понятия "личная заинтересованность" предусмотрены в частях 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств:
наличие личной заинтересованности[7] ;
наличие у гражданского служащего полномочий для реализации личной заинтересованности;
наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод гражданским служащим и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) гражданским служащим своих полномочий.
Более подробно ознакомиться с обстоятельствами, характеризующими ситуацию в качестве конфликта интересов, можно в Методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер
по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, которые размещены и доступны для скачивания на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" (далее – сайт Минтруда России) по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15.
С примерами конфликта интересов можно ознакомиться в обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов, которые также размещены и доступны для скачивания на сайте Минтруда России по ссылке: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13.
13. Что делать при возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами?
В первую очередь необходимо направить уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление), представителю нанимателя. Уведомление направляется в порядке, определенном представителем нанимателя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и может в том числе содержать позицию относительно предлагаемых самим гражданским служащим мер по предотвращению или урегулирования конфликта интересов.
Также в целях предотвращения конфликта интересов (но не урегулирования) такие ценные бумаги должны быть переданы в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).
В этой связи при необходимости возникает обязанность принять меры по урегулированию такого конфликта.[8]
14. Требуется ли передавать ценные бумаги в доверительное управление при отсутствии возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами?
В случае отсутствия возможности возникновения конфликта интересов передавать соответствующие ценные бумаги в доверительное управление
не требуется.
15. Что делать в случае приобретения ценных бумаг в порядке наследования, владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов?
В указанном случае после принятия наследства наследнику следует направить уведомление представителю нанимателя в установленном порядке и принять меры по урегулированию (предотвращению) такого конфликта интересов.
16. Что делать в случае приобретения иностранных финансовых активов в порядке наследования?
Порядок действий гражданского служащего в случае приобретения иностранных финансовых активов в результате принятия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства предусмотрен в части 4 статьи 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ.
17. Означает ли передача ценных бумаг в доверительное управление переход права собственности на них?
Передача ценных бумаг в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему (пункт 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации). За собственником сохраняются право на получение дохода от ценных бумаг и право на участие в организациях, а также на получение доходов от иного использования этого имущества.
18. Является ли передача ценных бумаг в доверительное управление мерой по урегулированию конфликта интересов?
Исходя из смысла части 7 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, передача ценных бумаг в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации осуществляется в целях предотвращения конфликта интересов, а не его урегулирования.
Данное обстоятельство характеризуется тем, что у владельца ценных бумаг имеется личная заинтересованность, которая может быть реализована путем получения дохода, иной материальной выгоды как непосредственно самим собственником рассматриваемого имущества, так и эмитентами указанных ценных бумаг и организациями, связанными с владельцем имущественными отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
Собственник и эмитент ценных бумаг, принадлежащих этому собственнику (либо организации, доли в капитале которой принадлежат этому собственнику), остаются связанными между собой имущественными отношениями, несмотря
на передачу указанного имущества в доверительное управление.
Передача ценных бумаг в доверительное управление полностью не устраняет возможность возникновения конфликта интересов и не исключает необходимость принятия собственником указанного имущества мер по урегулированию конфликта интересов.
19. Какие меры по урегулированию конфликта интересов в связи с владением ценными бумагами могут быть приняты?
В частях 4 и 5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрены меры, которые могут быть приняты в целях предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов.
Такими мерами являются в частности: отвод, самоотвод, изменение должностного положения соответствующего лица, отказ от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов. При этом порядок отвода
и самоотвода для гражданских служащих Российской Федерации не установлен.
Данные меры могут оказаться достаточными для урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации.
Дополнительно отмечаем, что представитель нанимателя, а также подразделение и (или) комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не вправе требовать обязательного отчуждения ценных бумаг, поскольку указанное требование не будет основано на законе и, как следствие, будет являться неправомерным. Кроме того, реализация данного требования может повлечь за собой нарушение имущественных прав собственника ценных бумаг. В этой связи обращаем внимание, что право частной собственности согласно статье 35 Конституции Российской Федерации охраняется законом и, как следствие, данное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации).
Помимо прочего, следует обращать внимание на приобретение производного финансового инструмента, базисным активом которого являются создающие конфликт интересов ценные бумаги, а также цифрового финансового актива, удостоверяющего возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или право участия в капитале непубличного акционерного общества, которые создают конфликт интересов.
При приобретении вышеуказанных производного финансового инструмента или цифрового финансового актива соответствующему лицу следует принять меры по урегулированию конфликта интересов.
20. Может ли гражданский служащий приобретать ценные бумаги в рамках договора о брокерском обслуживании или договора доверительного управления ценными бумагами, в том числе предусматривающих открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета?
Законодательство Российской Федерации не запрещает гражданским служащим и их супругам заключать договоры о брокерском обслуживании и договоры доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета.
Вместе с тем стоит учитывать, что ценные бумаги, приобретаемые в рамках указанных договоров, становятся собственностью клиента. В этой связи при заключении таких договоров необходимо учитывать обозначенные положения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также в отдельных случаях исключить приобретение иностранных финансовых инструментов, например акций, эмитентом которых выступает зарегистрированная за пределами Российской Федерации дочерняя структура российской организации. Так, в случае приобретения ценных бумаг в рамках договора о брокерском обслуживании гражданскому служащему (клиенту) достаточно не подавать поручение брокеру, которое приводит или может привести к нарушению законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. В ситуации с приобретением ценных бумаг в рамках договора доверительного управления ценными бумагами, в том числе предусматривающих открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета, необходимо внимательно ознакомиться с предлагаемыми стратегиями доверительного управления и выбрать ту, которая не будет предусматривать риски нарушения гражданским служащим положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Необходимо помнить, что ответственность возложена на гражданского служащего, а не на брокера или управляющую компанию.
Кроме того, приобретаемые в рассматриваемом порядке ценные бумаги подлежат указанию в разделе 5 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее – справка).
21. Может ли гражданский служащий использовать банковские услуги, при которых происходит автоматическое инвестирование принадлежащих гражданскому служащему денежных средств в инвестиционные портфели банка?
Гражданский служащий вправе использовать подобные банковские услуги.
При этом в целях исключения возможности нарушения запрета, предусмотренного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, а также предупреждения ситуаций, при которых инвестирование в такие активы может привести к конфликту интересов, рекомендуется подробно изучить информацию об активах, задействованных в инвестиционных портфелях банка, и своевременно принимать меры по исключению возможности нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе принимать своевременные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
22. Какие особенности владения инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов необходимо учитывать гражданским служащим?
Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности (абзац второй пункта 2 статьи 11 Федерального закона
от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"). В этой связи необходимо отметить следующее:
при владении инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, в случае наличия в общем имуществе, составляющем паевой инвестиционный фонд, активов, право собственности на которые может повлечь или влечет возникновение конфликта интересов, обязанность по передаче ценных бумаг в доверительное управление считается исполненной в связи с присоединением к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом с управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление данным фондом (вместе с тем данное обстоятельство не отменяет обязанность при наличии обстоятельств принять меры по урегулированию конфликта интересов);
в случае наличия в общем имуществе рассматриваемого фонда иностранных финансовых инструментов гражданским служащим, владеющим инвестиционным паем такого фонда, будет нарушаться запрет, предусмотренный Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (в случае распространения на него указанного запрета).
23. Является ли систематическая купля-продажа ценных бумаг предпринимательской деятельностью?
Деятельность по совершению операций с ценными бумагами является инвестиционной, поскольку системное заключение физическим лицом сделок с ценными бумагами через посредника (брокера) не квалифицируется как занятие предпринимательской деятельностью и в этой связи не подпадает под запрет, предусмотренный пунктом 31 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Предпринимательской деятельностью является именно оказание самим лицом (например, брокером) посреднических услуг по купле-продаже ценных бумаг.
24. Приводит ли приобретение акций (долей участия в уставном капитале) к нарушению запрета на участие гражданских служащих в управлении организациями?
Само по себе владение акциями (долями участия в уставном капитале), обусловливающее право принимать участие в работе органа управления хозяйственного общества, в том числе участие в принятии решения на общем собрании членов хозяйственного общества, не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о факте участия в управлении коммерческой организацией. Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 27 декабря 2012 г. № 34-П.
Таким образом, гражданские служащие вправе иметь в собственности акции, дающие им право голосовать на собрании акционеров, но им запрещено участвовать в управлении организацией, т.е. реализовывать обозначенное право и голосовать
на собрании акционеров.
25. Приводит ли приобретение акций (долей участия в уставном капитале) к нарушению гражданским служащим запрета на занятие предпринимательской деятельностью?
Предпринимательскую деятельность осуществляет сама организация как самостоятельный субъект права.
Так, например, деятельность акционеров не является предпринимательской: предпринимательскую деятельность осуществляют не акционеры как таковые, а само акционерное общество.
Данный вывод в полной мере распространяется и на иные, помимо владения акциями, права участия в уставном капитале организации и означает, что такое участие само по себе не может расцениваться в качестве предпринимательской деятельности.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 27 декабря 2012 г.
№ 34-П.
При этом необходимо принимать во внимание, что приобретение акций (долей участия в уставном капитале) может привести к конфликту интересов.
26. Могут ли гражданские служащие приобретать облигации федерального займа?
Абсолютное большинство гражданских служащих может, поскольку владение облигациями федерального займа, как правило, не приводит к возникновению или возможности возникновения конфликта интересов в связи с вероятным отсутствием полномочий для реализации личной заинтересованности, установление наличия которых является одним из обязательных признаков, квалифицирующих ситуацию в качестве конфликта интересов. Полномочия для реализации личной заинтересованности возникают у гражданских служащих, участвующих в регулировании вопросов, связанных с облигациями федерального займа.
27. Как отражать информацию о наличии в собственности ценных бумаг, о доходах от них и проч. в справке?
В соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, ежегодно подготавливаемыми Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными государственными органами и организациями, осуществляется указание в справке ценных бумаг, доходов, полученных от операций с ними и (или) в результате нахождения их в собственности, а также срочных обязательств финансового характера, возникших в рамках договора о брокерском обслуживании или договора доверительного управления ценными бумагами, включая договор на ведение индивидуального инвестиционного счета.
28. К кому обращаться за консультативной помощью?
Подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее – подразделение) осуществляет оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
29. Что делать, если остались сомнения относительно квалификации ситуации как возникновение или возможность возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами после ознакомления с методическими материалами и получения консультации?
При наличии сомнений относительно возникновения или возможности возникновения конфликта интересов в случае владения ценными бумагами гражданскому служащему рекомендуется направить представителю нанимателя уведомление.
Порядок направления указанных уведомлений определяется представителем нанимателя посредством издания нормативного правового акта государственного органа.
При этом уведомление, поступившее в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, является основанием для заседания указанной комиссии в соответствии, в частности,
с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".
[1] Так, например, ценными бумагами законами названы следующие:
сберегательный и депозитный сертификаты (статья 844 Гражданского кодекса Российской Федерации);
клиринговый сертификат участия (статья 243 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте");
опцион эмитента (подпункт 12 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");
цифровое свидетельство (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
[2] Понятие "производный финансовый инструмент" предусмотрено подпунктом 23 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
[3] Гражданские служащие, замещающие:
должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;
должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
должности гражданской службы, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации.
[4] См. ответы на вопросы 3 и 4.
[5] Например, под американской депозитарной распиской (ADR) понимается сертификат, подтверждающий право собственности на определенное количество американских депозитарных акций (ADS), которые в свою очередь удостоверяют право собственности на определенное количество ценных бумаг иностранного частного (для США) эмитента.
[6] Определение понятия "российская депозитарная расписка" предусмотрено подпунктом 13 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
[7] Определение понятия "личная заинтересованность" предусмотрено частью 2 статьи 10 Федерального закона
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды
Коррупция – это опасное социальное зло. Она приобрела системный характер.
Коррупционная преступность - это сложное криминологическое явление, представляющее собой систему преступлений, в которых специальным субъектом выступает должностное лицо, использующее свое служебное положение и действующее из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, как в своих интересах, так и в интересах третьих лиц; коррупция - это целеобразующая система, характеризующая деформацию государственной власти путем противоправного обмена властного ресурса на экономическую выгоду.
В таких условиях недостаточно обычных мер борьбы с явлением коррупции. С точки зрения уголовной ответственности коррупционные нарушения относятся к плохо раскрываемым и трудно доказуемым преступлениям. Поэтому так важны превентивные меры широкого спектра.
Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Для устранения факторов, обеспечивающих существование и устойчивость коррупции, необходимо адекватное целям коррупции воздействие на эти факторы. Такое воздействие, приводящее к снижению уровня коррупции, является целью антикоррупционной политики.
Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона претерпели изменения многие законодательные акты, регулирующие службу в органах государственной и муниципальной власти. При этом процесс совершенствования антикоррупционного законодательства в нашей стране далек от своего завершения и для этого предстоит много трудиться всем: ученым, юристам-практикам, педагогам, руководителям.
Принятие ФЗ «О противодействии коррупции» следует рассматривать в качестве нового исторического этапа российской антикоррупционной политики, поскольку он формирует ряд институтов, создающих новые элементы механизма противодействия коррупции.
Понятие антикоррупционной политики.
Антикоррупционная политика - системная, профилактическая по целям и средствам, идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей власти и уровней, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства, в целях минимизации коррупционных проявлений, являясь одним из направлений криминологической политики предупреждения преступности
Государственную антикоррупционную политику следует рассматривать как деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию отношений в сфере противодействия коррупции.
Цели антикоррупционной политики как системы (которой ей еще надлежит стать) - адекватное целям коррупции воздействие на факторы, обеспечивающие существование и устойчивость коррупции.
Целью государственной антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции посредством:
- реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина
- предупреждения коррупционных правонарушений, обеспечения ответственности за коррупционные проявления во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами,
- мониторинга коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики,
- формирования антикоррупционного общественного мнения,
- обеспечения прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции,
- создания механизма против подкупа граждан при проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления,
- формирования условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями [5].
Содержание антикоррупционной политики.
Антикоррупционная политика - это идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей и уровней власти, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства в целях минимизации коррупционных проявлений.
Антикоррупционная политика понимается как управленческая деятельность, форма взаимоотношений между различными социальными группами, властное проявление полномочий госорганов, подсистема правовой политики Российского государства; нормативное образование, обеспечивающее защиту и реализацию прав и законных интересов граждан и коллективных образований. Антикоррупционная политика может быть понята и сформирована только как часть правовой политики государства. Она синтезирует ряд положений уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, финансовой, экономической, таможенной и других частных видов правовой политики.
Одна из главных криминологических идей антикоррупционной политики заключается в том, что проявления коррупции могут быть минимизированы путем углубления социально-правового контроля не столько за деятельностью отдельных категорий лиц, сколько за социально-экономическими процессами, финансовыми и товарными потоками.
Центр тяжести в деле реализации антикоррупционной политики ложится на институты контрольной государственной власти, что обусловлено отсутствием в России гражданского общества -наиболее эффективного средства обеспечения «прозрачности» деятельности государственных органов.
Разработка антикоррупционного законодательства, особенно в экономической сфере, должна осуществляться на основе четких критериев классификации видов госуправления, административно-правовых режимов отраслей экономической деятельности; в противном случае неизбежна фрагментарность, увлечение деталями,
Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.
Основные направления, по которым должна разрабатываться программа противодействия коррупции
1. Законодательные меры
1.1. Ограничение условий, благоприятствующих проникновению криминальных элементов в законодательную власть и их влиянию на принятие законов.
1.2. Создание условий для обеспечения большей структурированности, прозрачности и подконтрольности органов исполнительной власти.
1.3. Ограничение условий для произвольной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти.
1.4. Изменение принципов государственной (публичной гражданской) службы
1.5. Создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств.
1.6. Упорядочение системы «сдержек и противовесов».
1.7. Укрепление судебной власти. Обеспечение доступного и эффективного правосудия.
1.8. Принятие закона об ответственности за легализацию преступных доходов.
1.9. Четкое законодательное регулирование контроля за динамикой имущественного положения депутатов и чиновников.
2. Организационные, организационно-политические меры
2.1. Декоммерциализация государственной и муниципальной деятельности, в том числе путем делегирования ряда социальных и правовых услуг институтам гражданского общества (при обеспечении законодательного механизма ответственности).
2.2. Меры по упорядочению системы государственных финансов.
2.3.Ликвидация отраслевых, межотраслевых департаментов Аппарата Правительства, которые дублируют функции органов исполнительной власти; снижают уровень ответственности руководителей ведомств; делают деятельность Правительства непрозрачной.
2.4.Разграничение контролирующих государственных, муниципальных органов и органов, предоставляющих услуги.
2.5. Совершенствование правоохранительной системы.
2.6. Создание постоянно действующего независимого общефедерального органа по предупреждению коррупции.
2.7.Разработка ведомственных антикоррупционных программ с обязательным их вынесением на публичное обсуждение.
3. Взаимодействие со структурами гражданского общества
3.1. Активное привлечение институтов гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции, обеспечению прозрачности, открытости и честности в государственном управлении.
3.2.Популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах и регионах России.
3.3. Формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан.
3.4. Государственная поддержка в создании общероссийской сети субъектов гражданского общества, вовлеченных в антикоррупционную деятельность. Поддержка деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию.
3.5.Привлечение частного сектора (через ассоциации малого и среднего бизнеса, отраслевые союзы предпринимателей и проч.)к участию в отдельных антикоррупционных программах и в антикоррупционной государственной политике.
3.6. Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности.
3.7. Широкое использование сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно значимой информации, вовлечения граждан в процесс обсуждения проектов решений, в осуществление контроля за их реализацией.
4. Международное сотрудничество.
4.1. Юридические меры.
4.2. «Полицейские» меры.
4.3. Партнерство.
Антикоррупционные программы являются комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции.
Виды, уровни и направления антикоррупционной политики, критерии оценки.
Антикоррупционная политика может быть понята и сформирована только как часть правовой политики государства.
Она синтезирует ряд положений уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, финансовой, экономической, таможенной и других частных видов правовой политики.
Основными формами и средствами реализации антикоррупционной политики являются: правозащитная, правотворческая, правоприменительная формы, правовое обеспечение функционирования субъектов антикоррупционной деятельности, организация деятельности правоохранительных органов, развитие специального направления в криминологии, выработка антикоррупционной доктрины.
Три направления развития:
- правотворчество; - правоприменение, - правосознание.
Критерии и оценки эффективности антикоррупционной политики
Три системы критериев, позволяющих осуществлять оценку эффективности антикоррупционной политики:
одна – государственная; другая - более независимая (СМИ, мониторинги, политическая активность избирателей); третья - международная.
Правовые основы антикоррупционной политики:
- международно-правовые акты;
- национальное законодательство.
К основополагающим международно-правовым документам относятся, например:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.);
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) ETS N 173.
К основам национального законодательства в сфере антикоррупционной политики необходимо отнести следующие федеральные правовые акты:
- федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» (25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) [1];
Антикоррупционная проблематика включает вопросы правосознания различных социальных групп, при этом видится его системный дефект - наличие двойных стандартов в восприятии, осознании и отражении правовых норм, что является следствием исторических, политико-правовых, экономических, социально-культурных условий развития российского общества и российской государственности, дистанцированных друг от друга вследствие значительного несовпадения целей.
Совершенствование государственной службы - важное антикоррупционное направление - возможно лишь при условии создания единой централизованной системы с ограничением в данной части прав субъектов Федерации. Модернизация данного государственного института как фактора обеспечения государственной целостности при всех издержках способна снизить коррупционное влияние в регионах, характеризующихся сложной криминогенной ситуацией.
В частности, указанные направления рассматривались на примере новых для российской правовой системы правовых институтов, как то:
- экспертиза на коррупциогенность нормотворчества,
- декларирование и обнародование доходов чиновников и их родственников,
- урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе,
- выявление коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих государственных органов власти,
- осуществление мониторинга состояния коррупции и противодействия ей,
- информационное обеспечение для целей противодействия коррупции.
Заключение.
Коррупция, будучи антиобщественным явлением, безнравственна по своей сути, так как благополучие одних (тех, кто берет, и тех, кто дает) строится на ущемлении материальных, хозяйственных, финансовых и социальных интересов большинства населения страны. Коррупция разъедает общественную мораль, девальвирует содержание труда, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие.
Коррупция в системе государственно-служебных отношений является социальным явлением, таким же древним как политика, экономика и само государство. Коррупция есть не что иное, как традиция, зародившаяся в исторических глубинах формирования государственной службы .
Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.
Антикоррупционная деятельность представляет собой комплекс мер и действий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение коррупции в различных сферах общества. Эта тема имеет огромное значение и актуальность в современном мире, так как коррупция является одной из основных угроз развитию общества и страны в целом.
Антикоррупционная деятельность - это система мер, направленных на уменьшение, предотвращение и пресечение коррупционных явлений в различных сферах общества, включая государственный сектор, частный сектор, образование, здравоохранение, юридические и финансовые организации и другие. Она охватывает широкий спектр действий, начиная от разработки антикоррупционной стратегии и законодательных актов, заканчивая образовательными кампаниями и мониторингом выполнения антикоррупционных мероприятий.
Сущность антикоррупционной деятельности можно разбить на несколько ключевых аспектов:
Предотвращение коррупции.
Главной целью антикоррупционной деятельности является предотвращение возникновения коррупционных ситуаций. Это достигается путем создания нормативных актов и механизмов, которые максимально уменьшают возможность злоупотребления властью и ресурсами.
Выявление и расследование коррупции.
Важным аспектом антикоррупционной деятельности является выявление коррупционных деяний и их последующее расследование. Это включает в себя работу правоохранительных органов, специализированных антикоррупционных служб и общественных наблюдателей.
Наказание коррупционеров.
Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо наказывать тех, кто допускается коррупционных деяний. Это включает в себя уголовные преследования, увольнения с государственной службы и иные административные и судебные меры.
Образование и просвещение.
Антикоррупционная деятельность также включает в себя образовательные программы и информационные кампании, направленные на повышение осведомленности общества о вреде коррупции и методах ее борьбы. Это помогает создать антикоррупционную культуру и мотивирует граждан отказываться от участия в коррупционных схемах.
Открытость и общедоступность.
Сущность антикоррупционной деятельности также включает в себя обеспечение прозрачности и открытости в управлении, государственных закупках, финансовой деятельности и других сферах, где коррупция может быть особенно распространена. Транспарентность создает условия для обнародования коррупционных сделок и повышает вероятность их выявления.
Антикоррупционная деятельность играет ключевую роль в современном обществе по нескольким причинам:
Коррупция разрушает доверие к государственным институтам и организациям.
Коррупция снижает эффективность экономики, так как ресурсы расходуются неэффективно и в целях удовлетворения коррупционных интересов. Антикоррупционная деятельность способствует более эффективному использованию ресурсов и развитию экономики.
Коррупция приводит к несправедливому распределению ресурсов и ухудшению социальной справедливости. Антикоррупционная деятельность способствует более справедливому распределению ресурсов, что является ключевым аспектом обеспечения социальной справедливости.
Антикоррупционная деятельность способствует укреплению доверия граждан к власти и общественным институтам. Когда общество видит, что коррупция пресекается и коррупционеры наказываются, это укрепляет уверенность в правовом государстве.
Борьба с коррупцией приводит к улучшению качества жизни граждан.
Эффективное распределение ресурсов, предоставление качественных государственных услуг и защита прав граждан способствуют повышению уровня жизни.
Антикоррупционная деятельность имеет международное значение.
Многие страны сотрудничают в борьбе с трансграничной коррупцией, обмениваются информацией и передовыми практиками. Это способствует созданию мировых стандартов в борьбе с коррупцией.
Таким образом, антикоррупционная деятельность - это неотъемлемая часть современного общества, направленная на обеспечение справедливости, прозрачности и эффективности в различных сферах жизни. Ее сущность заключается в предотвращении, выявлении и пресечении коррупционных проявлений, и она играет важную роль в обеспечении стабильности и развития общества. Развитие антикоррупционной деятельности и укрепление ее инструментов являются актуальными задачами, стоящими перед мировым сообществом.
– деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: - по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); - по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); - по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Профилактика коррупции
– выявление и последующее устранение причин коррупции (статья 6 ФЗ «О противодействии коррупции»)
В качестве профилактических мер, направленных на предотвращение коррупции, в каждом случае выявления преступления коррупционной направленности органы предварительного расследования выясняют причины совершения каждого преступления коррупционной направленности. Указанная обязанность возложена на органы предварительного следствия ст.158 УПК РФ, в соответствии с которой они обязаны устанавливать в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, а также вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств.
Целью мероприятий по противодействию коррупции
– является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами мероприятий по противодействию коррупции являются:
– информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
– определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
– методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции.
Меры по профилактике коррупции
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
· формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
· антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
· рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
· предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
· установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
· внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
· развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Публичный отчет Главы администрации МО «Рязановское сельское поселение» о работе по противодействию коррупции за 2023 год
Антикоррупционной экспертизы подверглись 35 проекта нормативно-правовых актов администрации и совета депутатов МО «Рязановское сельское поселение».
Обращения, содержащие информацию о фактах коррупции, в администрацию МО ««Рязановское сельское поселение» не поступали.
Размещение информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе «Противодействие коррупции». Размещены заключения, а также информация о мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. На официальном сайте поселения обеспечено функционирование «горячих линий» для приема обращений граждан.
Проведено информирование населения в рамках проведения мероприятия, посвященного международному Дню борьбы с коррупцией – 9 декабря 2023 года, а так же на сходах граждан.
Размещение в сети «Интернет» информации на тему «Противодействие коррупции».
Фактов несоблюдения муниципальными служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе обязанностей по предотвращению конфликта интересов не зафиксировано.
В целях обеспечения общественного контроля за использованием средств местного бюджета осуществляются следующие мероприятия:
- публичные слушания;
– публикация отчетов об исполнении местного бюджета.
Обеспечение представления муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации поселения, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами в установленные сроки.
ПАМЯТКА
Типовые ситуации конфликта интересов, правоприменительная практика в сфере конфликта интересов, выявление и порядок урегулирования конфликта интересов Понятие «конфликт интересов» закреплено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). «Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. 1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). 2. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сёстрами, а также братьями, сёстрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями». Другими словами, конфликт интересов в сфере государственной службы – это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами служащего, при котором его частные интересы, вытекающие из положения служащего как частного лица, способны неправомерным образом повлиять на выполнение им должностных обязанностей, функций, полномочий. Необходимо понимать, что конфликт интересов и коррупция – это не одно и то же. Например, служащий, участвующий в процессе принятия решения, в котором у него есть личная заинтересованность, может действовать справедливо и в рамках закона, что не подразумевает проявления коррупционных правонарушений с его стороны. Однако также верно, что в большинстве случаев коррупция возникает, когда предшествовавший личный интерес оказывал ненадлежащее влияние на результат работы служащего. 2 Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего Пример: служащий, замещая должность начальника отдела по работе с молодёжью администрации городского округа, осуществлял общее управление и контроль реализации муниципальной программы «Молодёжь городского округа», согласовывал ежемесячно отчёт о целевом использовании субсидий, выделенных общественной организации «Центр поддержки молодёжных инициатив» (далее – Центр), осуществлявшей деятельность по реализации указанной муниципальной программы. В рамках проверки установлено, что в тот же период были заключены договоры оказания информационных услуг между Центром и лицом, который является сыном начальника отдела по работе с молодёжью. Служащий не принял мер по предотвращению либо регулированию конфликта интересов. Пример: служащая обратилась в суд с иском к управлению Службы судебных приставов о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия (непринятие гражданским служащим мер по предотвращению либо урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является) и восстановлении в ранее замещаемой должности. Исковые требования она мотивировала тем, что, исполняя обязанности судебного пристава-исполнителя в ходе исполнительного производства в отношении должника, являющегося ее отцом, в устной форме информировала начальника отдела судебных приставов о своем родстве с должником. Она полагала, что тем самым ею был заявлен самоотвод и соблюдены требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Кроме того, в отношении должника применены меры принудительного исполнения. Решением суда в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера. Пример: служащей не были приняты меры по предотвращению возможного конфликта интересов при осуществлении ее супругом должностных обязанностей (в порядке совмещения должностей) по должности, находящейся в подчинении муниципальной служащей. Характер служебного взаимодействия между данными должностями предполагает возможность для лица, занимающего вышестоящую должность, влиять на принятие решений в отношении лица, исполняющего обязанности по нижестоящей должности, без наличия на то объективных и надлежащих оснований. Установлено, что супругу служащей выплачена премия по результатам работы за успешное и образцовое выполнение трудовых обязанностей в значительном размере, тогда как другим работникам премиальные выплаты за данный период начислялись в незначительных размерах или не начислялись вовсе. Доводы служащей, что доплата за исполнение дополнительной работы супругом в порядке совмещения должностей установлена до принятия ее на работу в орган местного самоуправления, судом во внимание не приняты. Суд признал правомерным увольнение муниципальной служащей в связи с утратой доверия по причине не уведомления представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Пример: глава муниципального образования при избрании на должность подал уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, в связи с замещением должности муниципальной службы его дочерью. В настоящее время дочь находится в отпуске по уходу за ребёнком. По окончанию отпуска планируется ее увольнение. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов принято решение признать, что при условии реализации предлагаемых мер, конфликт интересов будет урегулирован. 3 Пример: главой администрации муниципального образования на должность руководителя одного из муниципальных унитарных предприятий принят тесть (отец супруги), которому главой установлены оклад, размер стимулирующих и иных выплат, включая премии. По результатам проверки и заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов глава администрации привлечён к дисциплинарной ответственности в виде выговора, его родственник – директор МУП уволен. Участие должностных лиц в коммерческих организациях, в отношении которых осуществляется контрольная или надзорная деятельность. Пример: по представлению прокуратуры уволена в связи с утратой доверия начальник управления по делам наружной рекламы администрации города в связи с наличием у неё конфликта интересов, связанного с участием в коммерческих организациях, осуществляющих деятельность в сфере рекламы. Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего. Пример: муниципальный служащий, член комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка администрации городского округа не уведомил в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял меры по предотвращению подобного конфликта, при этом в аукционе принимала участие его супруга. По результатам аукциона победителем был признан другой участник. Муниципальный служащий посчитал, что его участие не могло повлиять на результаты аукциона, и обратился в суд с иском о признании незаконным увольнения с должности заместителя главы администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля, а также об изменении основания увольнения. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, муниципальному служащему отказано в удовлетворении иска. 4 Пример: глава муниципального образования заключила с супругом договор купли-продажи земельного участка. Выкупная цена рассчитана в соответствии с требованиями регионального законодательства для земель, выкупаемых собственниками зданий, расположенных на этих земельных участках, но при этом уведомление о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей ею не направлялось. Рабочей группой, выполняющей функции комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, принято решение: установить, что главой муниципального образования нарушен порядок уведомления о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей лица, замещающего муниципальную должность, и указать на недопустимость нарушения требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Пример: лицо, замещающее муниципальную должность, заявило о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, возникшей в связи с намерением супруги участвовать в муниципальной закупке жилого помещения для муниципальных нужд. Предложены и приняты следующие меры по урегулированию конфликта интересов: – во-первых, закупка по объекту «Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартира) на вторичном рынке жилья» проводилась конкурентным способом, в форме электронного аукциона, при котором обеспечивается конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона; – во-вторых, непосредственным участником закупки был назначен индивидуальный предприниматель, действующий на основании доверенности, выданной супругой лица, замещающего муниципальную должность; – в-третьих, полномочия на подписание акта приёмки квартиры у победителя закупки переданы по доверенности первому заместителю главы администрации городского округа (как лицу незаинтересованному); – в-четвертых, лицу, замещающему муниципальную должность, даны дополнительные рекомендации не предпринимать действий, направленных на включение в документацию об электронном аукционе по объекту закупки «Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартира) на вторичном рынке жилья» требований, влекущих за собой создание преимуществ для объекта, принадлежащего супруге. Для организации дополнительного контроля выписка из протокола заседания рабочей группы направлена в представительный орган соответствующего муниципального образования. Предоставление со стороны служащего аффилированным лицам государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределение иных ограниченных ресурсов. Пример: гражданин путём предоставления в подразделение органа власти документов получил как индивидуальный предприниматель государственную поддержку (грант) в сумме 300 тыс. рублей на развитие предпринимательской деятельности. Как установлено в ходе расследования уголовного дела, возбуждённого по ч. 3 ст. 159 УК РФ по факту мошенничества, предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в уполномоченный орган представил фиктивные договоры по ремонту автомобилей бюджетного учреждения. Выяснилось, что данные фиктивные договоры были подписаны по указанию начальника подразделения органа власти, в который гражданин представил документы, которая являлась матерью указанного индивидуального предпринимателя. После вмешательства прокурора чиновница уволена со службы в связи с утратой доверия. Пример: прокуратурой выявлен конфликт интересов в деятельности главы муниципального района, повлёкший злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды в виде 5 имущественных прав для своего сына. В нарушение требований земельного законодательства, предусматривающего порядок организации и проведения торгов по продаже земельных участков, глава района, действуя из корыстных целей, заключил договор купли-продажи земельного участка по выкупной цене чуть более 100 тыс. руб. со своим сыном, в результате чего земельный участок стоимостью не менее 700 тыс. руб. выбыл из распоряжения муниципального образования. По материалам прокурорской проверки в отношении чиновника возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ, он отстранён от занимаемой должности. Владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций). Пример: руководитель исполнительного органа государственной власти нескольких лет принимал решения об использовании бюджетных средств в интересах связанных с ним коммерческих структур. При этом он не указал сведения о своём вхождении и вхождении членов своей семьи в состав учредителей и владельцев долей в уставных капиталах этих организаций, а также не принял мер к урегулированию конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора служащий уволен в связи с утратой доверия. Пример: начальник территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти владеет акциями и состоит в совете директоров акционерного общества, действующего в сфере государственного управления органа. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотрено его уведомление о возникновении личной заинтересованности и принято решение рекомендовать передать акции в доверительное управление и выйти из совета директоров. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг Пример: государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления. Государственный служащий отстранён от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок. При этом государственному служащему предложено вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость. Анализ типичных ситуаций возникновение конфликта интересов показывает, что во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе и близким родственникам. А. Должностное лицо Должностное лицо – это субъект конфликта интересов. B. Должностные обязанности Должностное лицо обладает определенными служебными (должностными) обязанностями (полномочиями), которые, в свою очередь, становятся объектом конфликта. Служебные (должностные) обязанности (полномочия) должны быть исполнены 6 объективно и беспристрастно, исходя из публичного интереса, однако в ситуации конфликта интересов становятся средством достижения цели – удовлетворения частного интереса. В равной степени конфликт интересов применим как к действию, так и бездействию, главное, что в ситуации конфликта интересов служебные (должностные) обязанности (полномочия) были направлены на удовлетворение личной заинтересованности или гипотетически могли её удовлетворить. Вероятность возникновения конфликта интересов выше при следующих условиях: − более низкой степени регламентации процедуры исполнения должностных обязанностей: когда лицо имеет возможность принимать решение на своё усмотрение, исходя из своих убеждений и аргументаций; − более широком круге должностных обязанностей: чем шире круг обязанностей, тем больше сфер следует анализировать на возможность возникновения конфликта интересов; − более высоком должностном положении лица: конфликт интересов может возникнуть не только в рамках своих полномочий, но и в связи с возможностью влиять на исполнение служебных (должностных) обязанностей подчинёнными лицами; − выполнении служебных (должностных) обязанностей, связанных с осуществлением коррупционно-опасных функций государственного органа либо органа местного самоуправления, соответственно замещении должности, включённой в перечень должностей с «коррупционными рисками». C. Личная заинтересованность Конфликт интересов возникает или может возникнуть только при наличии личной заинетерсованности должностного лица, выраженной в виде возможности получения какой-либо выгоды (преимущества) в виде денег, услуги, имущества, преференции, покрывательства и т.п. (список не является закрытым) для самого должностного лица, либо для лиц, ему аффилированных. К аффилированным лицам Федеральный закон № 273-ФЗ относит: − лиц, состоящих с должностным лицом в близком родстве или свойстве: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей (далее – родственники), − граждан или организации, с которыми должностное лицо или его родственники состоят в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Близкие отношения – отношения, позволяющие полагать о наличии заинтересованности и зависимости между участниками. К критериям иных близких отношений можно отнести: – наличие общих детей, – ведение общего хозяйства, – проживание на одной жилплощади, – участие в крупных расходах третьих лиц и другое. Личная заинтересованность необязательно противоречит закону либо публичному интересу, но она влияет на объективное и беспристрастное исполнение служебных (должностных) обязанностей. Личная заинтерсованность различается прямая либо косвенная. Соответсвенно, прямая заинтересованность – это возможность извлечь выгоду напрямую из выполнения служебных (должностных) обязанностей. Например, при принятии решения о назначении социальных гарантий родственникам, выдачи лицензии юридическим лицам, собственником, либо руководителем которых является родственник, трудоустройство родственника в подведомственное 7 государственному органу учреждение, оказание на основании гражданско-правового договора услуг, закачиком которых является орган, в котором лицо замещает должность. Косвенная заинтересованность – это не очевидная, а опосредованная воможность извлечь выгоду, например, через оказание в рамках своих служебных (должностных) обязанностей преимуществ одному лицу с последующим получением выгоды от данного лица. На практике примеры опосредованной заинтересованности встречается чаще. Так должностное лицо в рамках осуществляемого надзора оказывало покрывательство определенной организации, которая арендовала у его супруги коммерческую недвижимость по завышенной цене. В другом случае, должностное лицо участвовало в принятии решения о выделении субсидии организации на проведение выставочных мероприятий, указанная организация, в свою очередь, на основании гражданско-правовых договоров пользовалась услугами фирмы, принадлежащей родственнику должностного лица. Ситуацию конфликта можно изобразить следующим образом: Ситуация конфликта интереса возможна только при наличии всех элементов. Если не имеется достаточных оснований полагать, что при исполнении тех или иных обязанностей служащий мог получить выгоду для себя либо для аффилированных ему лиц, конфликт интересов не констатируется. Если выгоду получает лицо, не отнесённое к аффилированным, конфликт интересов не констатируется. Между тем следует иметь в виду, что независимо от того, аффилированным или нет является третье лицо, находящееся в поле личной заинтересованности служащего, если при рассмотрении ситуации устанавливаются признаки административного проступка или уголовного преступления, информация подлежит направлению в правоохранительные органы. Конфликты интересов можно разделить на следующие виды: – реальные: имеющийся факт влияния конфликта интересов приводит к ненадлежащему исполнению служащим должностных обязанностей. Пример: принятие решения Комиссией о предоставлении субсидии некоммерческой организации, сотрудник которой является родственником члена Комиссии; – мнимые: ситуации, при которых существующий личный интерес служащего может быть рассмотрен другими лицами в целях оказания влияния на функции служащего, даже если фактически такое ненадлежащее влияние отсутствует или его не может быть вовсе. Иначе говоря, 8 ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового. Пример: подписание служащим акта выполненных работ по государственному контракту с коммерческой организацией без проведения реальной приёмки результатов выполненных работ по халатности, из иных соображений; – потенциальные: ситуация, при которой у служащего есть личные интересы, которые когда-нибудь в будущем могут привести к конфликту интересов. Пример: родственники проходят службу в одном органе власти в разных отделах, однако, в случае продвижения одного из родственников по службе может возникнуть соподчинённость, влекущая конфликт интересов. В качестве примера мнимого конфликта интересов можно привести следующую ситуацию. В помещении органа постоянно присутствовал представитель страховой компании с целью заключения договоров обязательного медицинского страхования. Допуск третьих лиц в целях оказания коммерческих услуг в помещении органа дает основания полагать, что руководитель органа имеет личную заинтересованность в таком взаимодействии. Однако в рамках проверки не удалось установить признаки аффилированности между руководителем органа и страховой компанией, в связи с чем конфликт интересов не констатировался, руководитель была привлечена к ответственности за несоблюдение этики служебного поведения. ВЫЯВЛЕНИЕ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ Анализ сведений, представляемых служащим (кандидатом) при прохождении государственной гражданской службы, при назначении на вышестоящую должность. Сведения, которые подлежат мониторингу при приёме и прохождении государственной гражданской службы (эти сведения необходимо самостоятельно проанализировать всем государственным гражданским служащим с целью предупреждения конфликта интересов, а также с целью их актуализации): а) Анкета по форме, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года № 667-р: раздел 11 отражает организации, в которых работал служащий до поступления на службу; раздел 13 позволяет установить имена, отчества, фамилии, даты рождения, адреса проживания родителей, братьев, сестёр, детей (в том числе совершеннолетних!), супругов (в том 9 числе бывших!), а также организации, в которых работают указанные родственники служащего (которые также будут являться аффилированными по отношению к служащему (кандидату); б) справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справка): титульный лист справки служащего, его супруги и несовершеннолетних детей (далее – члены семьи): фамилии, имена, отчества, даты рождения и паспортные данные служащего и членов его семьи. Используя указанные сведения, можно установить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) указанных лиц. ИНН необходим для дальнейшей работы с общедоступными базами ФНС России ЕГРЮЛ и ЕРГИП https://egrul.nalog.ru/; раздел 1 справки позволяет установить организации (индивидуальных предпринимателей), с которыми служащий (кандидат) и члены его семьи связаны трудовыми или гражданско-правовыми отношениями: трудоустроены, выполняют работы, оказывают услуги, сдают в аренду имущество, получают доходы по иным основаниям. раздел 2 справки позволяет установить источники финансирования совершенных сделок, в том числе займы, дарения денежных средств от лиц, которых в силу возникших имущественных и иных близких отношений можно отнести к аффилированным. раздел 3 справки даёт информацию о лицах, с которыми служащий (кандидат) совместно владеет имуществом. Также раздел анализируется на предмет оснований приобретения имущества. С точки зрения выявления конфликта интересов следует особое внимание уделяется договорам дарения и купли-продажи, заключённым за отчётный период. Даритель и продавец также могут выступать аффилированными служащему (кандидату) лицами, как находившиеся с ним в имущественных отношениях. Аналогичным способом можно получить сведения о лицах, которые наряду со служащим (кандидатом) владеют долей имущества, указанного им в справке; раздел 4 справки отражает кредитные организации, в которых служащий (кандидат) и члены его семьи имеют открытые счета. Указанные организации также относятся к аффилированным; раздел 5 справки дополняет список аффилированных лиц организациями, ценными бумагами (долями, паями) которых владеют служащий (кандидат) и члены его семьи. раздел 6.1 справки содержит информацию об имуществе, находящемся в пользовании служащего (кандидата) и членов его семьи. Лица, предоставившие данное имущество в пользование служащему (кандидату) и членам его семьи, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, являются аффилированными; раздел 6.2 справки предоставляет сведения о лицах, перед которыми служащий (кандидат) или члены его семьи имеют обязательства финансового характера на сумму свыше 500 тыс. руб., 10 либо которые имеют такие обязательства перед служащим (кандидатом) и членами его семьи. Данная финансовая зависимость также позволяет отнести указанных в данном разделе лиц к числу аффилированных; в раздел 7 справки вносится информация о лицах, которым служащий (кандидат) и члены его семьи передали недвижимое имущество, транспортные средства и ценные бумаги на безвозмездной основе. Одариваемых таким образом лиц также следует включить в список аффилированных в связи с наличием имущественных или иных близких отношений. Расширенный перечень аффилированных служащему лиц: − родственники служащего (лица, состоящие с должностным лицом в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); − лица, с которыми служащий и (или) его родственники, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями; − организации, в которых служащий осуществляет или осуществлял иную оплачиваемую работу; − организации, в которых служащий осуществлял трудовую деятельность до поступления на государственную гражданскую службу; − организации, в которых осуществляют трудовую деятельность родственники служащего, а также граждане, с которыми служащий и (или) его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями; − лица и организации, от которых служащий и (или) его родственники получали или получают иные доходы (арендная плата, плата по договорам купли-продажи, оказание услуг, выполнение работ и другое); − организации, ценными бумагами (долями, паями, и т.п.) которых владеет служащий или его родственники, либо связанные со служащим и (или) его родственниками иными корпоративными отношениями; − доверительные управляющие, которым в установленном порядке переданы в доверительное управление ценные бумаги, доли в уставных капиталах, принадлежащие служащему и (или) его родственникам; − лица, перед которыми служащий и (или) его родственники имеют финансовые обязательства, а также лица, имеющие перед служащим и (или) его родственниками финансовые обязательства; − лица, с которыми служащий либо его родственники ведут судебные разбирательства; − лица, предоставившие служащему в пользование имущество на возмездной или безвозмездной основе; − лица, осуществившие дарение имущества в виде недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг (в натуре, либо в денежном эквиваленте) в адрес служащего и (или) его родственников, а также лица, получившие от служащего аналогичные подарки; − лица, проживающие совместно со служащим и (или) его родственниками и др. 11 ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ СЛУЖАЩЕГО ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в Министерства принят приказ от 06.05.2016 № 185 «Об утверждении Порядка сообщения государственными гражданскими служащими Свердловской области, замещающими должности государственной гражданской службы Свердловской области в Министерстве социальной политики Свердловской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов», в соответствии с которым государственный гражданский служащий обязан сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление о возникновении личной заинтересованности составляется по форме, утверждённой указанным приказом. Форма уведомления размещена на официальном сайте Министерства в разделе «Противодействие коррупции». Указанное уведомление может быть рассмотрено представителем нанимателя (работодателем) самостоятельно либо передано на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Государственный гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ, части 2 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчинённого ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта 12 интересов, стороной которого является подчинённое ему лицо. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчинённый ему государственный гражданский служащий. Меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов перечислены в статье 11 Федерального закон№ 273-ФЗ. Однако перечень не является исчерпывающим (см. примеры ситуаций конфликта интересов): − изменение должностного или служебного положения лиц, являющихся стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий) в установленном порядке; − отказ лица, являющегося стороной конфликта интересов, от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; − передача ценных бумаг (доли участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), принадлежащих лицу, являющемуся стороной конфликта интересов, в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов; − отвод (самоотвод) лица, являющегося стороной конфликта интересов. Согласно статье 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, названным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Согласно пункту 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона 79-ФЗ в случае непринятия государственным гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. С 1 января 2018 года вступила в силу статья 15 Федерального закона № 273-ФЗ, введённая Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 132-ФЗ, согласно которой сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы.